Больше всего сложностей у производителей. Генеральный директор ООО «АстраЗенека Индастриз» Геннадий Пяцкий обратил внимание, что меняются многие бизнес-процессы: производство, отбор образцов, хранение, отзывы продукции с рынка. Все это GMP-процессы. «Только по нашему российскому заводу меняется более 50 стандартных операционных процессов, нужно их переделать, переобучить людей. Изменения, которые мы делаем для России, коснутся работников компании по всему миру», — описывает масштаб изменений директор завода. Он отмечает, что производители ждут окончательного описания форматов обмена данными, так как стандарты GMP не позволяют чуть ли не в еженедельном режиме вносить изменения.
Производители должны посмотреть, поместится ли маркировка на их упаковку. «Мы насчитали 28 упаковок, дизайн которых надо изменить», — говорит представитель AstraZeneca. А это значит, что надо вносить изменения в регистрационное досье. Даже если Минздрав бросит на это все силы, может возникнуть столпотворение.
Самое сложное для аптек, по словам директора Группы компаний «Неофарм» Евгения Нифантьева, — установка и настройка учетной программы. Оборудование для фармрозницы достаточно простое — считывающие сканеры, а вот над программой надо потрудиться. Процесс приема товара в аптеке может быть прямой, когда сканируются заводские транспортировочные коды, либо обратный, когда сканируется каждая пачка.
Евгений Нифантьев напомнил, что когда-то в аптеках «Неофарм» клеили собственные штрихкоды на каждую пачку, в некоторых аптеках практика сохранилась. Это еще более трудозатратный процесс, нежели сканирование каждого кода при приемке товара. В то же время за счет сканирования каждой пачки можно контролировать сроки годности, зарегистрированные цены. Благодаря маркировке отпадет необходимость сдавать отчеты в Росздравнадзор о ценах на ЖНВЛП — будет возможность проверить их в ИС «Маркировка».
Начальник отдела информационных технологий ГКБ им. М.П. Кончаловского Наталья Борщевская рассказала, что освоение маркировки у них в больнице прошло довольно гладко. Клиника дорабатывала собственное программное обеспечение. Однако, по ее словам, пока не отработаны процессы брака, возврата и другие внештатные ситуации.
По мнению коммерческого директора «Доминанта-Сервис» Игоря Столина, которое он ранее высказал «ФВ», фармдистрибуции также необходимо модернизировать техническое оборудование, так как большое количество региональных дистрибьюторов работают на простых учетных программах. Как отметил Анатолий Тенцер, о маркировке уже можно написать не один том сочинений, однако это могут сделать только пионеры, а пока у остальных участников не появится собственный опыт, проект десятилетия запущен не будет.