По оценкам Игоря Столина, объем специализированных складских помещений по своей площади превышает объем хранения рынка. Поэтому 3PL-операторы находятся в постоянном поиске клиентов. Но при том, что рынок услуг большой, количество самих операторов не так и велико. По мнению коммерческого директора «Доминанты-Сервис», можно выделить три-четыре крупных компании и еще две-три поменьше.
В этих условиях можно вычленить несколько компетенций, которые дают конкурентное преимущество, отметил он. Первая из них — качество. Новые нормы организации складских помещений построены на требованиях ВОЗ в сфере организации здравоохранения и предъявляют довольно жесткие требования.
«Раньше проверки проходили по принципу «Есть вентиляция? — Есть. — Вот и хорошо», — рассказал г-н Столин. — А хватает ли мощности для того, чтобы в помещении поддерживался необходимый воздухопоток и воздухооборот, никто не знает. Теперь проверки проходят по новым правилам, компетенции экспертов повышаются, и это не позволяет компаниям, проходящим лицензирование, лукавить. Теперь обращается внимание не просто на склад, но и на документы, квалификацию оборудования, валидацию процессов, обучение персонала, внедрение стандартов операционных процедур. А значит, в голове у складского работника — от руководителя до грузчика — философия изменяется целиком».
«Потенциальные партнеры также учитывают эти факторы, — продолжил он. — Зарубежная компания, которая рассматривает нас в качестве потенциального партнера, сначала приезжает с аудитом и все внимательно изучает. И даже российские заводы, которые работают в зоне дженериков, тоже все уже перешли на стандарты GMP. У них есть специалист по качеству, уполномоченное лицо, которое выезжает на склад, где они собираются организовать ответственное хранение и размещать свой стратегический запас медикаментов, и смотрит, насколько этот склад соответствует. И правильный подход к организации качества на складе — один из решающих аргументов».
Еще одна определяющая компетенция — сервис. «Все движутся в одном направлении — оснащенность складов и соответствие GDP-стандартам, — отметил собеседник «ФВ». — И чем больше вы декларируете в рамках объявленной стоимости, чем больше услуг оказываете либо оказываете их более качественно и быстрее, тем вы предпочтительнее для клиентов».
Наконец, огромное влияние на конъюнктуру рынка уже оказывает предстоящее введение маркировки. «Даже до наступления обязательного требования, то есть до 2019 г., тот, кто развернет эту систему и готов будет предлагать компаниям профессиональную услугу по логистической обработке, получает ключевые компетенции с точки зрения предпочтительности», — подчеркнул Игорь Столин. По его прогнозам, реализация проекта по маркировке может изменить ситуацию в дистрибьюторском секторе.
«Огромное количество региональных дистрибьюторов работают на простых учетных программах, — объяснил он. — У многих из них будет отсутствовать возможность адаптировать свою учетную систему требованиям системы маркировки. Они должны будут либо менять софт, либо дорабатывать свой. Но, что более вероятно, они будут просто уходить с рынка или объединяться друг с другом». Таким образом, для 3PL-операторов открывается новое направление — возможность стать партнером для региональных дистрибьюторов, которые работают на локально-бюджетном рынке и не имеют развитой инфраструктуры.